Самая деликатная из франшиз

На протяжении десятилетий в США развивается культура обслуживания клиентов. И именно в этой стране были сформулированы основные критерии успешности компании, работающей в сфере услуг. Как показали исследования, каждая из представленных отраслей требует долгого опыта работы торговой марки, иначе о популярности у потребителей мечтать не приходится! Если в туристическом бизнесе «2-х летний стаж» уже считается достаточным для занесения компании в ранг «успешных и благонадежных», то для предоставления подобной характеристики в образовательной сфере необходимо работать более 10 лет. В этом, пожалуй, основная особенность сферы услуг. Она персонифицирована и индивидуальна, а потому известное имя и популярный бренд считаются синонимами качества в этой конкурентной среде.

Поэтому франшиза услуг получила распространение в США еще в 1938 году, когда танцевальная студия начала работать с учениками по этому принципу. Почему мы говорим, прежде всего, о США? Все дело в том, что именно эта страна может «похвастаться» глубокими традициями франчайзинга. И «молодые франшизы» России – это фактически «перенятый» западный опыт. Франшиза услуг появилась на российском рынке совсем недавно. Но, как показывает практика США, ждет ее «светлое будущее».

По результатам исследований, 5 из 10 отраслей, признанных «лидерами франчайзинга», представляют именно сферу услуг. Это ремонт и уборка квартир, здравоохранение и фитнесс, обучение детей и т.д. Если взглянуть на российский рынок или даже на пространство стран СНГ, можно отметить, что и клининговый бизнес, и меднаправление развиты еще недостаточно. По оценкам специалистов, франшиза услуг практически не распространена в регионах, да и в крупных городах о полном удовлетворении потребностей населения в качественном обслуживании говорить не приходится…

Сфера услуг многогранна, она «сопровождает» человека изо дня в день всю жизнь. А потому ее важность переоценить будет сложно… Франшиза услуг считается в США более надежной, чем участие, например, в ресторанном бизнесе. По оценкам специалистов, из «новичков» отрасли за 10 лет обанкротилось лишь 5%, в то время, как сфера общественного питания понесла потери в размере более 12%. В России пока наблюдается явное преобладание фаст-фудов, ресторанов и кофеен над салонами красоты, медцентрами, спортивными комплексами. Оценивается их быстрая окупаемость, простота учреждения и понятные принципы работы. Франшиза услуг – предприятие более сложное и комплексное, ведь угодить клиенту – великое искусство, требующее долгого и тщательного анализа.

Тем не менее, «значительные подвижки» экспертами уже отмечаются. Их символическим выражением стала проходившая 22-24 сентября 2009 года Международная выставка BUYBRAND. Премию «Золотая франшиза», а вместе с ней и признание наиболее перспективным и успешным проектом года получила именно социально ориентированная сеть. Компания ИНВИНТРО, занимающаяся разработкой меднаправления, преподнесла в рамках презентаций и еще один сюрприз. Новая франшиза услуг «Лечу» обещает стать одной из самых востребованных на российском рынке, тем более, что ее развитие происходит прямо-таки невероятными темпами. 16 ноября 2009 два первых медицинских центра полной диагностики и обследования пациентов «Лечу» были открыты в Москве. Положительные тенденции развития этого направления позволяют надеяться на то, что в скором времени франшиза услуг перейдет в разряд «наиболее перспективных».

Однако, как отмечают специалисты, многие «ниши» остаются либо частично занятыми, либо не востребованными вовсе. Так, предоставление бизнес-услуг в США – одна из наиболее доходных отраслей. На российском рынке такие компании только начинают появляться. В частности, франшиза Crestcom, неоднократно признаваемая лучшей в области обеспечения тренингов и подготовки сотрудников в области рекламы и маркетинга, была отобрана агентством BUYBRAND в перечень «наиболее популярных». Остается надеяться, что западный опыт органично «вольется» в российскую реальность, и франшиза услуг по уходу за животными или созданию и обслуживанию ландшафтов, которая чрезвычайно популярна в США, появится и в России.

Сфера услуг – очень специфичный участок рынка. Репутация бренда – это залог успеха любой компании. Пожалуй, ни в какой другой отрасли «громкое имя» не значит больше, чем в предоставлении индивидуального обслуживания. А потому, начинать свой собственный бизнес можно, лишь надеясь на долгосрочную перспективу. Если же Вы не готовы ждать успеха годами, то франшиза услуг – это то, что Вам нужно!